История кораблей История кораблей История кораблей

Марсы и саллинги


Отдельные части мачт соединяли друг с другом при помощи марсов, саллингов и эзельгофтов.

Image

Рис.1 Марсы1 - континентального судна
2 - английского торгового судна
3 - английского судна конца XVIII в.
Марсы

Раньше на мачтах устанавливали корзины для наблюдателей; свое название корзины получили от от особых заплечных корзин. Во время боя на них находились стрелки, вооруженныелуками, арбалетами, а позднее огнестрельных оружием. На парусных судах эти площадки — марсы — облегчали работу по управлению парусами и соединению отдельных частей мачты. На парусных судах ; прямыми парусами марс имел вид круглой корзины, а на судах с мечтами с "топ-блоком" — форму заплечной корзины . Самые старые площадки, например на судах финикийцев, были обнесены высоким бортиком — обечайкой; в дальнейшем бортик становится все ниже и ниже и в XVIII в. исчезает совсем . Около середины XVIII в. марсы начинают делать не круглыми, а почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Как круглые, так и прямоугольные марсы имели большое квадратное отверстие посредине и опирались на лонга-салинги и краспицы, к которым крепились болтами и нагелями.
Обычно площадку изготовляли из пихтовых досок, положенных крестообразно друг на друга и сшитых гвоздями. Бортик вокруг верхней кромки делали из досок акации или вяза. На площадку сверху лучеобразно прибивали ряд маленьких досок - ребер, служивших опорой для ног. С боковых сторон марса устанавливали просверленные железные полосы для крепления путенс-вант, так как марс одновременно служил и для того, чтобы разнести стень-ванты на достаточное расстояние.


Суда несли по три марса, которые назызали в зависимости от принадлежности к той или иной мачте: на грот-мачте был грот-марс, на фок-мачте — фор-марс и на бизань-мачте — крюйс-марс. Ширина грот-марса составляла половину, а длина - 3/4, ширины судна. С кормовой части марс обычно имел ограждение из сетки.
Современный марс — это полукруглая или полуэллиптическая платформа, укрепленная на раме из лонга-салингов и краспиц. На раме установлено сплошное покрытие из досок; иногда вместо него ставят решетку — рустер. С боков мачты в площадке марса просверлены отверстия для бегучего такелажа идущего сверху. На стальных мачтах марсы обычно металлические с деревянной площадкой.
На старинных и современнтых марсах квадратное отверстие между лонга-салингами и передней краспицей служит для подъема и спуска стеньги.
Через отверстия между лонга-салингами и боковыми сторонами квадратного отверстия марса (его называют "собачьей дырой" (рис.1-3)) проходят ванты нижней мачты. Правда, бывалые матросы взбираются на мачты более опасным путем - по путенс-вантам. Тот, кто пользуется "собачьей дырой", считается трусом, поэтому эти отверстия называют еще "дырой трусливых".

Image
Рис.2 Саллинги

a - судна XVI-XVIII века
b - барка XVIII века

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru