История кораблей История кораблей История кораблей

 

Аутригер-каноэ с Фиджи

Image


Среди многих различных катамаранов и каноэ южной части Тихого океана аутригер-каноэ (каноэ с балансиром) меланизийцев с Фиджи и Тонга занимают особое место. Они были различной величины длиной от 20 до 100 футов и шириной лишь несколько футов, но способные предпринимать большие океанские плавания. Наибольшие из этих быстрых парусников брали до 50 человек. В морских произведениях XVIII в. этот тип аутригер-каноэ обозначали как Prau. В разных районах это судно было "домашним".
Д. Стил называл его Flying Prow — летучим проа, а И. X. Рёдинг просто Proa. Оба названия, хотя и на разных языках, были настолько схожи, что уверенно можно считать, что они происходили из какого-то третьего источника. Им оказался план летучего проа с островов Landrone, выполненный в 1742 г. юным офицером, позднее адмиралом сэром Пирси Бреттом (Piercy Brett), принимавшим участие в кругосветном плавании Ансона. Изображения Стила и Рёдинга этого проа совпадают вплоть до мельчайших ошибок. Оба приводят юферсы на штагах и вантах и топенант гика, который от гика через нок рю проведен к мачте, существовавшие только в фантазиях гравировальщиков. Ни Бретт не приводил такого вооружения, ни каноэ нашего времени так не оснащают. Рёдинг так описывает это судно: "Проа — длинное, узкое, спереди и сзади полностью одинаковое открытое малайское судно, у которого, однако, боковые стороны имеют совершенно различные формы. Одна из них, которая по своему оборудованию всегда должна быть подветренной, была плоской, а другая наветренная — круглой. К последней стороне судна посредством шести связанных с ним длинных шестов было подвешено еще маленькое похожее суденышко, всегда находившееся на наветренной стороне и противодействовавшее переворачиванию. Вплотную к наветренной стороне проа находилась довольно высокая мачта с треугольным парусом, который над бортом был прикреплен к гику. При боковом ветре эти суда шли с невероятной скоростью и лавировали, не пересекая линию ветра носом, так как попеременно шли носом или кормой. Парус, который был выполнен из матов, для этого опускали, а гик, у которого спереди находилось два шкота, поворачивали. После этого задняя часть паруса оказывалась на прежней носовой части судна, а передняя там, где прежде на проа правили. Длина этого судна составляла около 36 футов, ширина в середине не более 2 футов и осадка почти 4 фута. Если парус хотели зарифить, то это производилось посредством гика, на который парус просто наворачивали".
К этому описанию Д. Стил добавляет, что такелаж судна состоял из двух штагов, прикрепленных к обоим концам каноэ, и из четырех вант, проведенных к четырем углам платформы. Дополнительно он упоминает об установке нижнего конца рю в башмаке. Правили же рулевым веслом.
При ближайшем ознакомлении с этим судном, которое и теперь ходит в Тихом океане, можно добавить еще некоторые сведения. В отличие от летучего проа Бретта обе стороны фиджийского каноэ выполнены одинаково.
В передней и задней частях судно закрыто. Над средней половиной имелась надстройка, чтобы грузы или пассажиры могли быть укрыты от непогоды. Число "аутригер-балок" составляло от двух до шести. От наветренной стороны каноэ на ширину аутригер-платформы до нескольких футов за подветренную сторону положена палуба. От носа и кормы к углам палубы на подветренной стороне поставлены брусья. Мачта стояла на этой палубе в степсе свободно и вместе с парусом легко могла быть убрана. Дополнительно мачту поддерживала деревянная балка, подвязанная к ней несколько ниже ее середины и при помощи вилки опиравшаяся на поперечную балку аутригера.
Оба штага тянули не на нос и корму, а к клампам, поставленным сбоку несколько позади оконечностей каноэ на его наветренной стороне. Затем штаги крепили на балках аутригера. Ванты же, шедшие от топа мачты к аутригеру, стояли только на наветренной стороне. На передних концах рю и гик были принайтовлены друг к другу. Рю шпором опирали в полукруглые башмаки, которые находились непосредственно внутри оконечностей каноэ. Рулевое весло подвязывали к клампу на подветренной стороне.
Шкот шел от четверти гика и крепился на палубе. Сам рю висел на фале, проходившем через мачтовую вилку на топе. На подветренной стороне паруса такелажа не было.
Блоки отсутствовали. Каноэ было построено без единого гвоздя, все соединялось лишь тросами из растительных волокон.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru