История кораблей История кораблей История кораблей

Полакр

Image

Полакры это суда Средиземноморья, которые в основном занимались торговыми перевозками. Они имели три мачты и вооружались по-разному. В настоящее время говорят только о вооружении полакром без ссылки на определенный тип судна. Но так было не всегда. Уже в 1629 г. И. Фуртенбах в книге "Архитектура морских судов" - старейшей книге по судостроению на немецком языке, сообщает об этом типе судов, называя его вторым по величине парусником с прямыми парусами в Средиземноморье. Он писал: "...после Nave итальянцы обслуживают себя еще другим Vasselo, которое они называют Polaca, похожим на небольшое Nave, на котором можно перевозить значительное количество товаров, в основном вина, зерна, соли и древесины...". В описании барка отмечалось, что вооружение полакром в XVIII в., распространялось не только на этот тип судна, но (во французских ВМС) его пытались ввести и на шебеках. Однако оказалось, что переоборудованные шебеки имеют меньшую маневренность, чем с латинскими парусами. Из сообщения о полакрах У. Фалконера (1769 г.) видно, что эти суда на грот-мачте несли прямые паруса, а на фок- и бизань-мачтах латинские. Кроме того, он отмечает иное вооружение полакров во Франции (Провансе), где на всех мачтах были прямые паруса. По Д. Стилу (1794 г.), полакры имели три "столбовых" мачты и несли прямые паpуca. Вооружение, описанное Фалконером, при котором фок-мачта была с латинским вооружением, Стилом было названо "полакр-сетти".
На "столбовой" мачте не было ни стеньги, ни салинга, ни марса, ни эзельгофта. хотя она и несла нижний, марса- и брам-реи. Бушприт состоял из одной штуки дерева. Бизань-мачту иногда снабжали стеньгой и тогда она имела решетку из лонга-салингов и краспиц и при необходимости марс и стень-эзельгофт. Такелаж был легкий. Для опоры вант на мачтах стояли калвы. Имелись лишь нижние ванты, а вместо стень-вант использовали шторм-трап, подвязанный к топу мачты, который тянули до верхней части нижних вант с выбленками. Два легких фордуна от топа мачты вели вниз. Реи, за исключением нижних, не имели перт, для подвязывания и постановки паруса соответствующий рей опускали так, чтобы моряки могли работать стоя па ниже находящемся рее. В качестве бизани на этих судах использовали латинский парус или четырехугольную бизань на рю. На бушприте иолакров с прямыми парусами ставили блинд.

Image

Изображения начала XIX в., например акварель греческого полакра "Белла Аврора" ("Bella Aurora") 1801 г. кисти А. Руа (A. Roux), показывает изменения в такелаже, пришедшие вместе с новшествами прошедшего XVIII в. Так бушприт имеет эзельгофт, утлегарь и мартин-гик, а бизань вместо рю несет гафель и гик. Если после введения бушприта и полного прямого вооружения в середине века полакр имел только кливер (фока-стаксель), то в конце века, по Руа, он нес фор-стень-стаксель, кливер, грот-стень-стаксель и бизань-стаксель. За исключением устройства мачт и более легкого такелажа полакр в это время имел в основном вооружение корабля.
Полакры XVII и начала XVIII вв. были оснащены так, как описывает У. Фалконер. Картины четырех художников того времени показывают, что так называемая "полакр-мачта" была новшеством начала XVIII в. У всех четырех: Ж. Жуве (J. Jouve), 1679 г., Ж. дю Па (G. du Pas), 1720 г., Рандон (Randon) и Д.Серрес (D. Serres) грот- и бизань-мачты в начале века вооружены прямыми парусами на реях. У Жуве стеньга на грот-мачте находилась за мачтой, а флагшток перед стеньгой. Стеньга же и флагшток бизань-мачты — перед мачтой. Обе стеньги имели ванты. Мачты и стеньги связывались стень-эзельгофтом, и на мачте находился марс, а на стеньге — салинг. Стеньги несли только марсели. Ж. дю Па и Радон изобразили стеньги перед грот-мачтами. Если на картине Ж. дю Па на грот-мачте только один марсель, то у Рандона дополнительно показан еще и брамсель. Его можно видеть и на картине Серреса. Д. Серрес, с 1752 г. работавший морским художником в Англии, свои изображения судов Средиземноморья во время работы выполнял, конечно, не с натуры, а по эскизам, выполненным им при плаваниях моряком, или по другим, более старым изображениям. Его полакр несет стеньгу и такелаж его шебеки "Либер наутикус" ("Liber Xauticus") аналогичен полакру, хотя грот-мачта показана без стеньги, а как "полакр-мачта".
Ранним изображением вооружения судна полакром полностью с прямымы парусами (фок, грот и марсели на всех мачтах), но без выдающегося бушприта и без блинда является "Шиф-барк" ("Schiff-Bark"), 1710г., Ж. дю Па (см. рис.).
 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2018 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru