***
Вот "Полтава" - первый русский линейный корабль к сожалению не открываеться, вместо него "Крепость"
http://sailhistory.ru/famouseships.html
***
Вот нашел
Фоветта, ФОВЕТТА И ТАРТАНА
В конце XVIII века и в начале XIX века на берегах Средиземного и Лигурийского морей появилось новое судно. Его называли фоветта, но это был прямой потомок шебеки. В отличие от шебеки, у фоветты нос был высоко поднят, как и бушприт, а корпус укорочен, массивен и менее элегантен. Парусное оснащение целиком повторяло шебеку: 3 мачты с латинскими парусами. Корма французской фоветты сохраняла полностью форму шебеки, тогда как корма генуэзских и лигурийских фоветт была усечена выше ватерлинии. В XIX веке начали сочетать латинские паруса фоветты с прямоугольными парусами: французская фоветта на двух первых мачтах несла три прямоугольных и один латинский паруса на бизань-мачте. Очень интересны некоторые особенности генуэзской фоветты. Две ее передние мачты несли прямоугольные паруса, но на верхней палубе в запасе лежали две длинные реи со свернутыми латинскими парусами. Отсюда мы делаем вывод, что при необходимости прямоугольные паруса можно было заменить латинскими. Возможно, это был уникальный случай в истории мореплавания.
Одной из первых наследниц шебеки стала тартана, которая появилась в XVI веке. Это было небольшое судно, довольно широкое, с латинскими парусами и седловатой палубой. Одно время это судно было очень популярно на Средиземном море. Тартаны имели четкие национальные различия. Известны французские, испанские и албанские тартаны, но все они имели нечто общее: длина, в среднем, 18 метров, ширина —5,3 метра. Отношение длины к ширине составляло 3,5:1. Вначале эти корабли имели 2 мачты: фок-мачту и грот-мачту. К середине XVIII века фок-мачту заменили бизань-мачтой, а традиционный латинский парус — стакселем.
ее рисунка нет в
http://sailhistory.ru/index.php?option=content&id=586&task=view
Во еще:
***
Корбита
Термин corbita употреблялся в источниках II-I вв. до н.э. Мы можем установить из них, что это было достаточно крупное судно, хотя прямых свидетельств о его размерах не сохранилось. Имеются лишь косвенные соображения. Прежде всего, мы можем определить, что это было грузовое судно. Цицерон, в письме к Аттику (Cic. Att. XVI, 6,1), рассуждая, каким транспортом ему добраться из Регия в Патры, колеблется: воспользоваться ли ему корбитой, или более маленьким судном – actuariola (cogitaremus corbitane Patras an actuariolis) . Корбиту он называет oneraria, т.е. грузовое судно. Но так как Цицерон мог рассматривать его, выбирая варианты своего путешествия, значит корбита могла перевозить не только грузы, но и пассажиров, т.е. это было, по нынешним меркам, грузо-пассажирское судно.
Actuariola, уменьшительное от actuaria, обозначало во времена Цицерона беспалубное гребное судно, число гребцов на котором не превышало 18 человек, т.е. по девять весел на борт. Цицерон путешествовал на актуариолах, имеющих 10 гребцов (…haec ego conscendens e Pompeiano tribus actuariolis decemscalmis. «…Пишу это, отплывая от помпейской усадьбы на трех легких десятивёсельных кораблях.» Cic. Att. XVI, 3,6 , пер. В.О.Горенштейна)
Корбита была очень тихоходным судном. Это ее качество даже вошло в поговорку: homo tardior, quam сorbita est in tranquillo mari - человек более медлительный, чем грузовое судно в спокойном море.
celox
Тихоходность корбиты объясняют тем, что, по сравнению с celox , который был гребным кораблем (см. рисунок), это было парусное судно, имевшее всего несколько весел, которые выполняли вспомогательные функции. Поэтому-то и говорит Плавт, что эти корабли медленно идут «в тихом море», т.е. при безветрии. А для celox’а штиль был не препятствием, а благоприятным фактором.
Действительно, на том рисунке корбиты, который сделан с монеты эпохи Коммода (см. предыдущий пост), показано двухмачтовое парусное судно.
Наличие двух мачт говорит о значительном водоизмещении этого транспортного судна. Ноний Марцел (начало IV в.), латинский грамматик, который в своем обширном сочинении "De compendiosa doctrina per litteras" дает пояснения выражений, взятых их римский писателей прежних поколений, говоря о корбите, ссылается на творца римской сатиры Гая Луцилия (II в. до н.э.). Мне удалось найти упоминаемое Нонием место в Девятнадцатой Сатуре Луцилия. Рассуждая о монстрах, которые описывает Гомер в своей «Одиссее», Луцилий сравнивает дубину циклопа
Именно большие размеры корбиты, ненасытность ее чрева, дали основание Титу Макцию Плавту для каламбура , к которому он прибегает в комедии «Касина», характеризуя словами рабыни прожорливость окружающих старого
И в заключение еще один вариант объяснения, почему corbita несла на мачте корзину. Henry Thomas Riley, издавший и откоментировавший комедии Плавта (London. G. Bell and Sons. 1912), считает, что вывешивая на топе мачты корзину, владелец судна стремился показать на значительной дистанции, что оно не являются военным кораблем и тем самым избежать нападения военного флота противника. Видимо, тогда еще не существовало принципа «Топи их всех!» и не считалось доблестью потопить транспортное судно противника. Но эта гипотеза, как и другие, требует проверки, чтобы подтвердить ее правдоподобность.