История кораблей История кораблей История кораблей

Goto-Predestinaziya

Первый линейный русский корабль.

27 апреля 1700 года на верьфе Воронежского адмиралтейства в присутствии высших чинов государства и иностранных  послов Петр I ударом топора перерубил задержники под корпусом 58-пушечного корабля «Предестинация». Под бой ба¬рабанов и пушечную пальбу новое суд¬но плавно сошло со стапеля о воду.

Замысел постройки «Предестинации» возник у Петра в 1691 году по возвра¬щении из Европы. В ту пору России был необходим мощный корабль, спо¬собный сражаться на Черном море с турками.
Создание Азовского флота имело для России огромное политическое и исто¬рическое значение. Это был поистине национальный подвиг страны: за одну зиму в 1500 километрах от моря в Воронеже был построен мощный флот. При его содействии русской армии уда¬лось отвоевать часть Черноморского по¬бережья у сильного и опытного неприя¬теля. Полученный опыт кораблестрое¬ния способствовал впоследствии быстро¬му созданию флота на Балтике — фло¬та, без которого дальнейшее историче¬ское и экономическое развитие Русского государства было немыслимо.

По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя ба¬тарейными палубами, несущий 58 круп¬нокалиберных  пушек,  соответствовал IV рангу. Таким и был  линейный корабль «Предестинация». Петр решил строить корабль по русским чертежам силами российских кораблестроителей, не прибегая к помощи иностранцев. Судно   было  заложено   19 ноября 1798 года на верфи в Воронеже. По во¬ле молодого царя его назвали «Гото Предестинация», что по латыни означа¬ет «Божье Предвидение». Исторические материалы, дошедшие до нашего вре¬мени, свидетельствуют, что чертежи корабля делал сам Петр. Известно, что он  был   искусным н талантливым кораблестроителем. Еще будучи в Голландии н Англии в 1697—1698 годах, он изумлял своих учителей обширными познаниями в науке судостроения. Сохранился аттестат,  выданный Петру Михайлову (Петру I) мастером Амстердамской верфи ост-Индийской компании Классом Полем. В нем сказано, что корабельную архитектуру и черчение планов кораблей он изучил и знает не хуже, чем его учителя, работавшие многие годы на этой прославленной верфи.

В проект корабля царь внес немало оригинальных новинок. Большая кривизна бархоутов и их повышенная прочность послужили прообразом будущих диагональных связей набора корпуса. Об этом упоминает известный русский строитель парусных линейных кораблей XIX века А. Попов.

Одним из главных новшеств корабля был киль, состоявший из двух брусьев, скрепленных подвижными ершами, что давало важное преимущество при касании грунта или посадке на мель: такой киль мог оторваться от набора, не вызывая  течи   в   корпусе   корабля. В иностранных флотах нечто подобное появилось только через 160 лет.

Судя по отзывам современников, «Предестннация» обладала превосходной остойчивостью и ходкостью, чему во многом способствовали плавные обводы корпуса, образованные хорошо продуманной  формой  шпангоутов. Корабль легко всходил на волну.

Размеры корабля составляли: длина — 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма —Зм.

Строительство «Предестинации» под наблюдением русских корабельных мастеров Скляева и Верещагина велось из хорошо просушенного отборного леса, потому корабль получился прочным и долговечным: он прослужил в Азовском флоте более десяти лет и после этого еще долгие годы находился в прекрасном состоянии.

Вот дословное свидетельство современника Петра I, голландского резидента в России ван дер Гульста, который сообщал в Гаагу: «Будучи в Воронеже, мы видели спуск на воду очень красивого корабля, построенного царем с помощью русских мастеров. Ни один иностранный мастер не приложил руки к этому делу».

Корпус корабля был охристого цвета с двумя голубыми полосами. Крышки пушечных портов, обрамленные золочеными венками, изнутри были покрашены в огненно-красный цвет. Резьба на носу и корме корабля была золоченая. Особым  богатством  декоративного оформления отличалась корма. Она имела центрическую композицию, подчеркнутую овальным щитом с изображением апостола Петра. Вокруг щита размещались аллегорические фигуры амуров с дельфинами.

Создание «Предестинацни»  можно считать важнейшим этапом в истории русского декоративно-прикладного искусства.
Флагман русского флота на Азовском море «Предестинация» вместе с другими кораблями в течение десяти лет сковывал враждебные действия Турции против России.

Снаряженная для плавания вокруг Европы, «Предестинация» получила инструкцию Апраксина: «Спешить, но не избегать врага, поступать военным манером с пиратами Средиземного моря, чтобы чести флага не уронить». Турки отказались пропустить русские суда через укрепления Керчи и Босфора, и с разрешения Петра Апраксин счел выгодным продать им «Предестинацню» и часть судов Азовского военного флота за назначенную сумму.

Прежде чем начинать работу, советуем объективно взвесить свои возможности, так как модель «Предестинации» рассчитана на судомоделистов, уже имеющих   определенный опыт создания копий исторических кораблей. «Предестинация» — сложный для воспроизведения корабль, с большим объемом декора. Упрощать этот декор нецелесообразно, поскольку его достоверность составляет главное достоинство модели.

Работу следует начинать с выбора масштаба. Мы рекомендуем масштабы 1 : 100 или 1 : 50, которые позволят наиболее точно передать деталировку корабля.
Сначала следует тщательно изготовить чертежи «Предестинации» в необходимом вам масштабе, то есть 1 : 1 к предполагаемой модели. Эта работа преследует две цели: осмысливание всех деталей и получение основного рабочего материала. Творческая работа над чертежами очень увлекательна, она расширяет кругозор, повышает умение чертить и рассчитывать. Творческий процесс разработки чертежей — один из важнейших этапов работы   моделиста   высокого класса.
для изготовления болванки корпуса. На обшивку желательно пустить рейки цветных пород дерева или деревянные планки, тонированные анилиновыми красителями. Для этого лучше взять плотную светлую древесину (береза, осина или тополь). Рейки, заготовленные с небольшим припуском, проваривают в растворе анилиновой краски, затем, сжав каждую из них между двумя плоскостями, тщательно просушивают.  Перед наклейкой на место рейки изгибают по форме корпуса с помощью электропаяльника.. нагретого до температуры не выше 120—150°. Планки обшивки должны соприкасаться друг с другом боковыми гранями и быть тщательно пригнаны. Ставить их лучше всего на клей ПВА. Приклеив обшивку, покройте корпус чистой олифой и воском, но при этом не доводите покрытие до излишнего блеска.

Палубы модели корабля имеют довольно значительную двойную кривизну — погибь и седловатость. Все бимсы, кнехты и кофель-планки необходимо надежно закрепить, чтобы тяга снастей стоячего такелажа не могла вырвать их. Стоячий такелаж должен быть черного, а бегучий -серовато-коричневого цвета. Определенную помощь моделисту при изготовлении этой модели могут оказать книги: Р. Хоккель. Постройка моделей судов XVI—XVII веков. Л., «Судостроение», 1972; Р. Хоккель. Чертежи судов XVI—XVII веков. Л., «Судостроение», 1975; О. Курти. Постройка моделей судов. (Энциклопедия судомоделизма.) Л.» «Судостроение»» 1977.

Журнал «Моделист конструктор» №8-9 1981 год.
 



Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru