Якоря в античное время
Появление якоря в том виде, в каком мы его себе представляем, относят к V в. до н. э., однако относительно имени его изобретателя мнения исследователей расходятся. Плиний, например, приписывает изобретение якоря греку Евлампию, другие утверждают, что его изобрел царь Мидас.
В античное время якоря изготовляли из дерева. Деревянное тело якоря - веретено - вставляли в середину деревянной поперечины - штока, по всей длине которого проходило отверстие, выжженное раскаленным металлом и заполненное свинцом (рис. 2, а). Иногда на конце штока, тоже заполненного свинцом, делали железный рог. Позднее были введены (возможно, Плинием или философом Анахарсисом) второй рог на якоре и треугольные стрелообразные накладки на рогах - лапы.
Рис. 2. Якоря:
а-греческий; b-свинцовые штоки римских якорей, с-римский (по рельефам)
Шток служил для того, чтобы рога якоря не ложились на морское дно горизонтально. Римляне делали его из сплава свинца и сурьмы и закрепляли на веретене при помощи двух прямоугольных отверстий. Подобный якорь был найден на озере Неми.
В настоящее время известно много экземпляров подобных штоков. Они были найдены в разных частях Европы, от Италии до Англии, даже в Скандинавии, и хранятся в музеях (рис. 2, b).
Можно предполагать, что якоря подобного типа применяли довольно продолжительное время.
С развитием техники выплавки железа якорь начинают делать железным, хотя штоки могли быть и металлическими, и деревяными. На обоих концах веретена у этих якорей было по рыму. Назначение нижнего рыма до сих пор неизвестно, возможно, он служил для крепления якоря у борта (рис. 2, с).
На озере Неми был найден якорь, полностью изготовленный из железа, шток которого был подвижным, как на более поздних. адмиралтейских якорях (рис. 3).
Рис. 3. Якоря римских судов, найденные в озере Неми:а - из дерева ее штоком из свинца; b - железный с подвижным штоком.
На вооружении судна находилось обычно несколько якорей. Например, на "Александрии" Герона было четыре якоря из дерева и восемь из железа, на аттических триерах сперва имелось четыре, а позднее два, вес которых колебался от 50 до 200 кг. Наиболее тяжелый и прочный якорь называли "священным", так как на него "возлагали все надежды". Обычно его отдавали с носа, где он висел на двух выступавших за борт балках, реже - с кормы.
Якоря рассмотренных типов применяли до Х в.