История кораблей История кораблей История кораблей

Средневековые и усовершенствованные якоря


В средние века изготовляют только железные якоря с деревянными штоками. Судя по изображениям на миниатюрах старинных рукописей, монетах, печатях и картинах, можно с уверенностью сказать, что практически до XVIII в. форма якорей не менялась. Происходили лишь некоторые изменения в технике их изготовления.
В XIV в. входит в употребление четырехрогий якорь, который, однако, для больших судов был малопригоден. Такие якоря применяли в основном на галерах.

Image
Рис. 4. Якорь XVIII в.
1 - веретено; 2 - рога; 3 - лапы; 4 - носок рога; 6 - основание лапы; 6 - тренд 7 - заплечики; 8 - шейма; 9 - ухо веретена; 10 - рым; 11 - бугели штока; 12 - шток; 13 - поперечное сечение веретена, изготовленного из железных стержней


Первоначально якоря современной формы англичане называли old plain - старым простым или long shanked - длинно-веретенным. На рис. 4 изображен железный якорь первой половины XVIII в. с деревянным штоком. Он почти не отличается от якорей, применявшихся в средние века. Изготовляли его в соответствии с широко распространенными в раннем судостроении пропорциями (3:1) - его веретено было в три раза длиннее рога, а длина штока равна длине веретена.
Веретено делали из нескольких железных стержней (или полос), сваренных вместе. Обычно на сердцевину веретена шло четыре стержня, к которым добавляли более тонкие для достижения необходимой толщины. После ковки сечение веретена приобретало почти прямоугольную форму с закругленными краями. Верхний конец веретена, равный 1/16 его длины, имел квадратное сечение. Эта часть - шейма - служила для крепления штока, поэтому на ней с двух сторон имелись выступы - заплечики или орехи, на которых лежал шток. В шейме находилось отверстие - ухо, через которое пропускали рым.
Нижнюю часть веретена - лоб, ворот или тренд - делали увеличенной толщины, для того чтобы в ней можно было сделать вырезы для крепления рогов. Рога якоря изготовляли отдельно таким же образом, как и веретено, а затем приваривали к веретену.
Лапы якоря имели форму равнобедренного треугольника: боковые стороны были приблизительно на 1/3 длиннее основания.
Шток делали из двух дубовых брусов, которые надевали на шейму и скрепляли четырьмя или шестью железными бугелями, поставленными на брусья в горячем состоянии. Шток якоря к краям суживался: в середине его высота составляла 1/12 его длины, а на концах - 1/24. Ранее шток, вероятно, изготовляли из одного бруса.
Существовали якоря с изогнутыми рогами, которые применяли в основном на торговых судах, но наиболее распространенными были якоря с прямыми рогами. Они находились на вооружении военных-судов вплоть до 1820 г. Позднее от них отказались вследствие частых аварий судов, возникавших при их использовании. В 1810 г. в Англии был даже издан специальный закон, касающийся прочности и надежности судовых цепей и якорей.

Image
Рис. 5. Якорь Роджера


К началу XIX в. относятся первые исследования, которые привели к значительным изменениям в конструкции традиционных якорей. Важнейшими из них были появление подвижного штока, затем поворотных рогов, отказ от штока (перечислены в порядке их введения). Кроме того, стали применять стальное литье для изготовления якорей.
В 1830 г. лейтенант английского военно-морского флота Роджер после многолетних исследований и опытов предложил новую конструкцию якоря, который стали называть его именем. Якорь Роджера, который применяли до последнего времени, можно отличить от других по наличию железного штока с квадратным отверстием посредине. Этим отверстием шток надевали на шейму веретена и затем шплинтовали. Для того чтобы снять шток, необходимо было удалить рым, поэтому позднее его заменили скобой. Шток мог быть и деревянным (рис. 5).
К 1840 г. относится появление адмиралтейского якоря, который применяют и в настоящее время. Его изобретатель - англичанин Уильям Паркер. Веретено и рога этого якоря, а также шток в поперечном сечении эллиптические; рога изогнуты по окружности; лапы значительно меньших размеров, чем лапы прежних якорей. Железный шток подвижной. Почти посредине его находится прилив, который удерживает шток с одной стороны на веретене, с другой стороны вставляют чеку. У адмиралтейского якоря отношение длины веретена к рогу осталось такое же, как у предшествовавших ему (рис. 6).

Image
Рис. 6. Адмиралтейский якорь.
1- веретено; 2- рога; 3 - лапы: 4 - носок, fora; 5 - тренд; 6 - подвижный шток; 7 - штырь скобы; 8 - чека; 9 - радиусы кривизны рогов; 10 - скоба якоря.



Работает отданный якорь следующим образом. Якорь падает на дно (его шток располагается горизонтально), причем наиболее тяжелая часть (тренд с рогами) находится внизу. Так как рога якоря одинакового веса, то первой касается грунта пятка тренда. Под натяжением якорного каната якорь ложится на грунт, и если его шток горизонтален, лапа зарывается в него. Если же грунта коснулся конец штока, то под натяжением каната якорь поворачивается на конце штока и лапа якоря входит в грунт. 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru